Так я запустил FastMeteo, скромное приложение с прогнозами погоды, в сентябре 2011 года. Тогда конкуренция на Android Market была еще куда менее острой; приложений о погоде, например, было раз-два и обчелся. К большому моему удивлению, успех пришел практически моментально: очень скоро я обнаружил, что у моего приложения активная база в тысячу с лишним пользователей и по несколько сотен скачиваний ежедневно. Через пару месяцев я решил, что надо попробовать встроить в продукт AdMob SDK.
Эта статья – открытое письмо рядового разработчика на Android сообществу в целом и руководству корпорации Google. Если кратко: мой аккаунт разработчика на Google Play снесли за какой-то час после десяти лет добросовестного сотрудничества. Под спойлер-катом выжимка из основных фактов:
- Я разрабатываю приложения на Android с тех пор, как вышел Android 1.5 Cupcake в 2009 году.
- Аккаунт разработчика на Google Play я создал в августе 2011 года, а публиковать приложения начал в сентябре.
- На протяжении всей своей карьеры разработчика на Android я старался следовать тем практикам, которые рекомендовал Google.
- Итогом моих приключений в мире Android стали 262 приложения, причем при их создании я всегда руководствовался одной целью: предоставить пользователям смартфонов и планшетов с этой платформой полезный контент.
- Мои продукты отличались разнообразием тематик: книги и справочники, здоровье и фитнес, образование, инструменты, музыка и аудио, персонализация, погода, игры…
- Мои приложения собрали более четырех миллионов скачиваний.
- Я всегда принимал во внимание предупреждения администрации Google Play и вносил необходимые изменения.
- Новую политику относительно однообразного контента стали внедрять в середине ноября – мне не хватило времени привести свой аккаунт в соответствие с новыми правилами.
- Ночью 27 ноября 2019 года я получил серию писем с информацией о том, что мои приложения из категории «Погода» заблокированы; первое письмо пришло в 1:15.
- Наконец, в 1:52 того же дня мне пришло письмо, где сообщалось, что мой аккаунт разработчика заморожен за многократные нарушения – вероятно, речь шла об этих самых погодных приложениях, которые подпадали под действие новой политики об однообразном контенте.
- С момента, когда пришло первое письмо с предупреждением о том, что приложения должны отвечать новым требованиям, до удаления аккаунта прошло меньше часа.
- Я признаю, что и сам не без греха, но все-таки решение об удалении аккаунта за нарушения такого рода представляется мне излишне жестким и категоричным.
- Я надеюсь, что моя апелляция попадет в руки живому человеку, который даст мне возможность внести коррективы в приложения и продолжить свою деятельность разработчика на аккаунте Google Store.
Приключения в мире Android
Свои похождения я начал в 2009 году, сперва в роли пользователя: именно тогда мне в руки попал смартфон HTC G1, известный в рекламных материалах под названием Dream («Мечта»). Я тут же подпал под очарование платформы и решил, что и сам буду делать приложения на Android. Конечно, тогда Android был не тот, что сейчас, и мне казалось, что я стою на пороге каких-то невообразимых приключений. Если посмотреть, какого феноменального успеха он добился за последние десять лет, пожалуй, можно сказать, что я был прав.
Будучи на тот момент разработчиком на Java, я, самым естественным образом, решил броситься в гущу событий и скачал все необходимое, чтобы начать писать приложения на Android. На первых порах я делал продукты только для личного употребления, но потом прислушался к советам друзей и решил оплатить аккаунт на Android Market (это такой предок Google Play) и тем самым сделать еще шаг навстречу приключениям.
Первое приложение
Так я запустил FastMeteo, скромное приложение с прогнозами погоды, в сентябре 2011 года. Тогда конкуренция на Android Market была еще куда менее острой; приложений о погоде, например, было раз-два и обчелся. К большому моему удивлению, успех пришел практически моментально: очень скоро я обнаружил, что у моего приложения активная база в тысячу с лишним пользователей и по несколько сотен скачиваний ежедневно. Через пару месяцев я решил, что надо попробовать встроить в продукт AdMob SDK.
Как видите, количество приложений ограничивалось только пределами моей фантазии. С моим аккаунтом Google Play теперь покончил, но я нашел статистику относительно себя на AppBrain и обнаружил, что за эти десять с небольшим лет выпустил 262 приложения. Неожиданностью для меня оказалось и то, что мои приложения суммарно собрали на маркете более четырех миллионов скачиваний, а средний рейтинг составил 4.45 из 5.
Один час, который перечеркнул десять лет
Я поплатился за свое невнимание к изменениям в правилах и вызванное им нелегальное положение продуктов с прогнозами и результатами матчей. Итак, ночью 27 ноября мне пришло письмо на электронную почту; в нем говорилось, что ряд приложений были заблокированы и удалены с маркета как нарушающие требования к разнообразию контента:
Как видно на скриншоте, первое письмо было получено в 1:15. После этого все продолжалось в том же духе до 1:52, когда пришло заключительное сообщение:
Я предполагаю, что в ситуациях, когда на аккаунте за короткий срок было заблокировано установленное число приложений, это сообщение направляется разработчику автоматически.
Виновен, но рассчитываю на снисхождение
Опираясь на то, как скоропалительно были приняты меры, я подал апелляцию, но, боюсь, что с ней будет работать та же автоматизированная система, которая удалила мой аккаунт. Очень надеюсь, что запрос все-таки попадет к живому человеку, который хотя бы бегло просмотрит файл, и что десять лет добросовестного сотрудничества с Google Play будут говорить в мою пользу при вынесении окончательного решения.
Судя по тому, что я читал на Medium и других ресурсах о случаях удаления аккаунтов, добиться того, чтобы твой запрос рассмотрели реальные члены команды, очень и очень сложно. А договориться с машинами и того сложнее. Поэтому иллюзий я не питаю. Но я все-таки решил написать это письмо, чтобы выразить свое разочарование скоропостижной гибелью аккаунта разработчика на Google Store после всех стараний делать качественные продукты и следовать правилам, установленным Google.
Наконец, я надеюсь, что эта история получит больший резонанс в Android-сообществе – это повысит шансы на то, что мою апелляцию рассмотрят всесторонне и не автоматизированными средствами.
Дополнение от 28 ноября
Я получил первый ответ от администрации – по-моему, автоматически сгенерированный. Содержание сводилось к тому, что моя апелляция отклоняется.
Спасибо, что связались с администрацией Google Play. Мы рассмотрели Вашу апелляцию и пришли к выводу, что первоначальное решение было верным. Мы не сможем восстановить Ваш аккаунт разработчика.
Тогда я отправил повторный запрос с подробным объяснением всей ситуации и причин, по которым решение кажется мне несправедливым. Мои мольбы были тщетны – практически немедленно я получил ответ, очень похожий на предыдущий.
Еще раз спасибо, что связались с администрацией Google Play. Я рад бы был Вам помочь, но у меня нет никакой дополнительной информации по запросу. В предыдущем письме я изложил все, что мне известно.
Если у Вас возникнут другие вопросы о консоли разработчика, дайте мне знать.
Наконец, я решил попытать счастья в последний раз и написать, что суровые меры, которые они приняли, раз и навсегда лишают меня возможности иметь аккаунт на Google Play и что я рассчитываю на снисхождение, учитывая свою благонадежную биографию разработчика Android.
В отличие от предыдущих попыток, на этот раз немедленной реакции не последовало, и это внушило мне надежду – может быть, ответ будет не автоматизированным. Через несколько часов мне пришло такое сообщение:
Спасибо, что связались с администрацией Google Play. Мы рассмотрели Вашу апелляцию и, учитывая смягчающие обстоятельства, пришли к выводу, что можем отменить решение об удалении с некоторыми условиями.
Также перечисленные приложения останутся заблокированными как нарушающие следующие пункты политики…
В этом ответе мое внимание сразу привлекло то, что ко мне обратились по имени, а не обобщенно, как в предыдущих случаях. Так что у меня сложилось впечатление, что мое «дело» все же рассмотрел кто-то живой. В конечном итоге, Google Play решил меня помиловать и ограничиться удалением приложений, которые не укладываются в политику. А мне только это и надо было – чтобы мне дали возможность удалить контент, который там считают неприемлемым, не впадая в крайности вроде пожизненного бана.
Это невеселое происшествие заставило меня задуматься и о кое-каких собственных ошибках. Поэтому я пройдусь по своему списку приложений и прорежу его, оставив только то, что пользователи находят особенно ценным, а также буду куда внимательнее отслеживать все будущие изменения в правилах маркета.